Сайт учителя математики Клейменовой Валентины Ивановны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ для формирования ключевых компетенций обучающихся

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.» Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка-это неуклонный процесс взросления и формирования. Но современный ребенок – это уже не чистый лист на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний и применять на практике.

Модернизация образования предполагает повышение качества подготовки обучающихся с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили люди, конкурентоспособные на рынке труда, готовые к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способные нести ответственность за свою судьбу и быть ответственными перед семьей, обществом. Именно таким хотят видеть своего ребенка на выходе из школы и родители. Выпускник сегодня – это человек, обладающий ключевыми компетенциями. Формирование их – важнейшая задача любой школы.

      Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

      Компетентность – это способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях,  готовность действовать в ситуации неопределенности.

      Ключевые компетенции – это компетенции универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях.

 Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

·         коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

·         информационная – владение информационными технологиями;

·         автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;                 

·         социальная – умение жить и работать в коллективе;

·         нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

      Педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развития их творческих способностей, формирования ключевых компетентностей. Анализ опыта работы показал, что наибольший эффект достигается за счет целостной организации образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность обучающихся, гибко организовывать процесс обучения, учитывать индивидуальные интересы и способности, осваивать не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно. Однако, в школе уже создаются условия, способные обеспечить формирование ключевых компетентностей. Одним из таких средств и, на мой взгляд, наиболее мощным, являются ИКТ. Думается, что сегодня уже никого не нужно убеждать в этом.  Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. При системном использовании компьютера на уроках  математики я учитываю следующие основные положения:

1.Для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно

2. Учитель должен свободно владеть компьютером, применять гибкую методику  использования УМК в различных видах учебной деятельности направленную на активизацию обучающегося.

На сегодняшний день я имею ряд апробированных моделей их использования: создание и демонстрации компьютерных презентаций подготовленных учителем или учениками; выход в интернет; проведение контроля знаний (самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу) ; отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера; задачи на готовых чертежах очень экономят время на уроках геометрии, позволяя решить значительно больше задач.

  Остановлюсь на применении презентаций на уроках математики Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации

       В связи с тем, что в прошлом учебном году в моём кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской.

Опыт работы, диагностики, анкетирование обучающихся показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, это хороший выбор для преподавателей.

Приведу пример использования  ресурсов системы Интернет для решения познавательных задач в 6 классе. Здесь  важно не только простое на­копление знаний, но и освоение способов образовательной деятельности (в том числе коллективных) .

В качестве исследовательской задачи мы выбрали следующую: «Кто же на самом деле открыл теорему Пифагора и почему она долгое время называлась теоремой невесты?»

Отмечу, что учащиеся 6 класса еще не изучали геометрию как систематическую дисциплину и, естественно, знали о теореме Пифагора лишь понаслышке. Им пришлось прежде всего изучить эту теорему и понять ее доказательство. Ребята мало что знали и о Пифагоре, не имели ни малейшего понятия о философских системах.

Изучая с шестиклассниками материал на высоком уровне сложности, я понимала, что ребята приобретают универсальные навыки научно-исследовательской деятельности, которые пригодятся практически любому специалисту. Я достаточно успешно использовала следующий метод обучения, который связан с развитием комплексного мышления ребенка: от одностороннего восприятия изучаемых явлений, через овладение культурой полемики, к самокритичному мышлению, а затем к самостоятельным микрооткрытиям. При этом сам процесс участия детей в коллективной учебно-исследовательской работе для нас был не менее важен, чем конечный результат их деятельности.

Итак, что же и как мы узнали о Пифагоре? Весь класс был разделен на группы, которые исследовали следующие вопросы: «Биография Пифагора», «Ссылки современников на его учения», «Пифагор — философ и педагог», «Пифагор и теория чисел», «Теорема Пифагора». С помощью поисковой программы www.yandex.ru мы сделали запрос по ключевым словам: Пифагор, Древняя Греция, акусма, Аристотель, Платон и др. Полученную информации систематизировали.

 Одна из групп установила, что вокруг личности Пифагора образовалось множество легенд, так что нам трудно судить как о доле вымысла в них, так и о степени соответствия действительности. Одни на­зывали его математиком, пророком, философом, другие — шарлатаном, предводителем тайных мистерий. Его школа способствовала формированию интеллектуальной элиты, но была закрытой организацией. Научные труды самого Пифагора нам не известны. Но чем дальше по времени автор, писавший о Пифагоре, отстоял от своего персонажа, тем больше всевозможных легендарных событий включал он в свой рассказ. Платон упоминал в своих трудах Пифагора только единожды, а его ученик Аристотель — два раза. Теорию, в основе которой лежал тезис «все есть число», развил в основном Аристотель, а какой-то особой философии числа у ранних пифагорейцев не было. Так что, возможно, основное достижение Пифагора относится к сфере педагогики, что, конечно, не умаляет его заслуг. Воспитать талантливых учеников, которые, исследуя многие проблемы, будут ссылаться на своего учителя, — тоже многого стоит.

Ребята из другой  группы узнали, что пифагорейский союз оказывал большое влияние на политику в древнегреческой колонии на юге Италии — городе Кротоне, так как в него входили представители аристократии. Как только в греческих колониях стало вводиться демократическое правление, Пифагор вынужден был покинуть Кротон.

Пифагорейцы жили по определенным заповедям (акусмам), и, как согласились все ребята, нам тоже не помешало бы придерживаться этих заповедей, хотя им уже около двух с половиной тысяч лет. Вот только некоторые из них:

не делай того, чего не знаешь;

поступай так, чтобы впоследствии не огорчаться и не раскаиваться;

приучайся жить просто, без роскоши;

мечом огня не разгребай (т.е. не раздражай гневающегося).

В третьей группе ребята установили, что название «теорема невесты» появилось случайно. Существуют ссылки на эту теорему у египетских и китайских мудрецов, живших до Пифагора, но, правда, не доказавших теорему строго. У Евклида в его научном труде «Начала» утверждение о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов называлось теоремой нимфы за сходство чертежа с бабочкой, а слово «бабочка» по-гречески звучит как «нимфа». Но словом этим греки обозначали и богинь, и молоденьких женщин, а также невест. При переводе на арабский слово «нимфа» не очень удачно трансформировалось в слово «невеста». Так нежное название перекочевало в математические труды. Авторство Пифагора вызвало у нас сомнение, но это пока только предположение.

Таким образом, учащиеся получают массу положительных эмоций. Учатся не противопоставлять себя коллективу, а быть внутренне взаимосвязанными со всеми участниками исследования. На традиционных уроках преобладает индивидуальная работа. И каждый ученик невольно сравнивает свои успехи с результатами другого ребенка. При этом, к сожалению, достижения товарищей не всегда воспринимаются позитивно. При коллективной же мыслительной деятельности каждый осознает, что без него это исследование было бы неполным. Преподаватель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса: всем в одинаковой степени доступна необходимая информация и каждый дополняет общий вывод исследования результатами своей работы.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей школьников является метод проектов, базирующийся на компетентностных  и личностно-ориентированных образовательных технологиях, который в настоящее время вновь приобретает довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Не случайно в базисный учебный план включён новый предмет основы проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

Метод проектов разрушает школьную рутину. Если содержание первых проектов мои ученики готовили на бумажных носителях, то сейчас они предоставляют их в электронном виде,  готовят презентации. Так при изучении тем «Координатный луч» , «Уравнения»  пятиклассники сделали презентации сказок, частушек, кроссвордов. ИКТ и метод проектов я применяю и во внеклассных мероприятиях : три человека в 2010 году стали победителями  районного творческого конкурса «Дети против лесных пожаров.» (на конкурс была представлена презентация задач-сказок экологической и противопожарной направленности)

Широкое применение ИКТ находит и при подготовке школьников к ЕГЭ по математике. Так, например, одинадцатиклассники  умело пользуются открытым сегментом  банка данных задач ЕГЭ по математике и другими Интернет ресурсами. Работая над проектом «Решение заданий В11 в ЕГЭ  по математике» (2010год) ребята сделали презентацию, в которой были рассмотрены наиболее трудные для них задачи :

1.Найдите квадрат наименьшего расстояния  от точки А (7;0) до графика функции у =

2.Найдите квадрат наименьшего расстояния от точки А (-2;1) до графика функции у = x2+1/2
     3.Найдите квадрат наибольшего значения функции у=      на отрезке [0;П] и т. д.

   Все  проектные работы моих учеников   и некоторые  необходимые материалы по предмету размещены на  моем сайте matem.3dn.ru, что оказывает  помощь школьникам при подготовке домашних заданий.

   Хочется отметить, что, являясь классным руководителем, я применяю ИКТ и метод проектов в работе с классом и родителями.  (Проектная работа- презентация обучающихся 6кл  «Ярославлю 1000 лет» заняла первое место в районе на одноименном конкурсе)

В ходе такой работы школьники учатся не только  распределять правильно время, достигать поставленной цели, выступать перед аудиторией, но и добывать информацию, ранжировать ее, выделять главное, готовить презентацию.

Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог не только учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом главное преимущество компьютера в процессе обучения: он позволяет работать с каждым учеником в отдельности.

Таким образом преимущества ИКТ на лицо:

           развитие самостоятельности учащихся

           индивидуализация процесса обучения

           повышение качества наглядности в учебном процессе

           снижение трудоёмкости процесса контроля

           повышение мотивации и интереса к предмету

           интенсификация урока

           эффективность подачи материала

            возрастает концентрация внимания

            неограниченные ресурсы Интернет

   Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению компетенций.

  Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.

 

Литература:

1. Н.Ю. Пахомова  Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва 2008

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5

3. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей/Под ред. А.П Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006

4. Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.

5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002.- № 1.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.

7.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие – М.: 2001.

    8. it-n.ru›board.aspx… Сеть творческих учителей / Ключевые компетенции и возможности...
Категория: Мои статьи | Добавил: Anden (21.11.2012) | Автор: Клейменова В.И.
Просмотров: 2838 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Праздники дня

Copyright MyCorp © 2018