Сайт учителя математики Клейменовой Валентины Ивановны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение интерактивной доски на уроках математики

     Жизнь современного ребенка-это неуклонный процесс  взросления и формирования. Но современный ребенок – это  не чистый лист на который наносятся знания. К нему так много информации поступает отовсюду. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний и применять их на практике.

     Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно.  Одним из  средств, способствующих решению этой проблемы и, на мой взгляд, наиболее мощным, являются ИКТ. Информатизация учебного процесса является одним их приоритетных направлений программы развития образования. Использование  мультимедийной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. В связи с тем, что в прошлом учебном году в моём кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской При системном использовании компьютера и мультимедийной техники на уроках  математики я учитываю следующие основные положения:

1. Учитель должен свободно владеть компьютером, применять гибкую методику  использования УМК в различных видах учебной деятельности направленную на активизацию обучающегося.

2.Для получения ожидаемого результата, компьютер и интерактивная доска в учебном процессе должны использоваться постоянно.

3 Компьютер и интерактивная доска не должны вредить здоровью детей, и потому время их использования на уроке не может превышать 10-15 минут

. Интерактивную  доску я  использую в качестве:

 - экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков;

 - электронного пособия, с применением коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски;

 - традиционной доски, по принципу «пишем-стираем»;

 - технической основы для создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;

 - методической копилки, для созданных и сохраненных файлов по различным темам курса математики.

- для построения графиков функций и их преобразований.

     Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности доски, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски.

      Интерактивную доску я применяю на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения, проверке домашнего задания и контроле,  устном счете, для подготовки к итоговой аттестации.  Остановлюсь на некоторых приемах и особенностях использования интеративной доски.

    При изучении новых тем я часто использую презентацию,  Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную доску в том, что в ней можно делать пометки, дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позволяет акцентировать внимание  обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

      При подготовке к ЕГЭ очень многие задачи, особенно связанные с пространственным представлением,  вызывают большие трудности у слабоуспевающих детей. Например:   найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

b9.131

При работе над этой задачей я выделяю цветом противоположные грани и их элементы. Это способствует достаточно хорошему усвоению материала обучающимися и, конечно, же экономит время, т. к нет необходимости   делать заранее чертеж.  На экран доски я проецирую прототипы ЕГЭ или тесты ЕГЭ. Удобно работать подобным образом над любыми тестовыми заданиями, выделяя цветом необходимые элементы задачи или чертеж.

    Одна из причин,  по  которой дети плохо решают текстовые задачи, состоит в том, что они не усваивают условие задачи, из-за чего не могут переложить ее содержание  на язык математики.  В 5 классе,  при обучении решению текстовых задач,  я вывожу на интерактивную доску условие задачи и вызываю ученика, который подчеркивает разным цветом числовые   данные, их смысловое значение и  вопрос задачи  и, лишь затем, приступаю к ее обсуждению и решению. Запись провожу здесь же, на интерактивной доске. Это делает задачу «видимой» для   ребенка, способствует концентрации внимания на уроке. Подобным образом я работаю над любыми сложными задачами, в любом классе и на любом этапе урока.

    Хорошо использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания или работе над ошибками контрольной работы.  Для этого я  заранее сохраняю верное решение, а на уроке воспроизвожу его и прошу прокомментировать; иногда специально делаю типичные ошибки в решении, а дети их исправляют на интерактивной доске.  Можно сканировать и проецировать на доску решение из тетради ученика и сразу же производить проверку. Если в решении были ошибки, ребята видят их,  обсуждают и тут же устраняют их с помощью маркера.

    Мне нравится  использовать интерактивную доску во время самостоятельной работы, при выполнении математического  диктанта. Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Часто  я прошу выполнить самостоятельную работу под копирку. При  этом один экземпляр сдается мне, а второй остается у ребенка. Это позволяет, после демонстрации верного решения, сделать взаимопроверку или самооценку  работы, здесь же уместно попросить детей поднять руки тех, кто оценен на «5», «4», «3» Такая форма работы  экономит время и исключает бездумное списывание с доски и очень нравится школьникам, но требует большей подготовки для учителя.

      Много времени на уроке занимает работа, связанная  с заполнением таблиц.  Раньше, чтобы сэкономить время, приходилось делать чертеж заранее на доске, что  не совсем удобно из-за нехватки времени и рабочей поверхности доски. Сейчас же я   делаю таблицу на компьютере, сохраняю ее, а заполняем ее на интерактивной доске во время урока.

     Интерактивную доску я стараюсь  применять даже для проверки усвоения устного материала, например, правил и теорем. На доске делаю заготовку с текстом, в которой пропущены ключевые слова или фразы. Обучающиеся по очереди заполняют пропуски, комментируют свою работу и формулирует правило. Мне не очень нравится фронтальная работа во время устного счета, т. к. некоторые дети пассивны. Чтобы активизировать работу, иногда, я предлагаю обучающимся записать ответы к устным упражнениям на листочках, с использованием все той же копировальной бумаги,  затем вызываю «сильных» школьников,  они  записывают  ответы на интерактивной доске и провожу взаимопроверку.

.  На своих уроках в 5-7классах я  применяю различные инструменты интерактивной доски. С помощью инструмента «транспортир»   обучающиеся  учатся строить и измерять угол любой градусной меры .  Если позволяет время, проводим самостоятельную работу в форме эстафеты  по теме «Построение угла заданной величины».

   Использование инструмента «таймер» или «часы» позволяет расширить и уточнить знания обучающихся о времени, закрепить умение определять время, преобразовывать единицы времени, сформировать вычислительные навыки и умение решать задачи с единицами измерения времени. Очень удобно использовать этот инструмент во время контрольной или самостоятельной работы. Это учит детей работать в режиме реального времени, воспитывает бережное отношение ко времени, позволяет правильно распреде- лять время на уроке.

     Используя инструменты «казино», я взяла монетки, с помощью которых мы рассматриваем основополагающие понятия теории вероятности.

    В программе интерактивной доски имеется множество рисунков математической направленности, например, круги разделенные на равное количество частей (две, три, четыре и т.д.) с помощью цветовой заливки или цветного пера я использую эти круги  при изучении темы «Доли» в 5 классе; шаблон тригонометрического круга, я  использую в серии уроков при изучении темы «Тригонометрические функции и их значения» в 11 классе

     Функция  клонирования интерактивной доски позволяет, например, строить множество равных объектов, что дает возможность мне использовать доску при изучении темы «Равные фигуры», «Признаки равенства треугольников» в 7лассе. Функцию клонирования объекта я  применяю также для многократного использования одной и той же фигуры при решении математических задач.

     В изучении темы «Подобие фигур» в 8 классе помогает функция интерактивной доски, позволяющая изменять размеры фигур, оставляя без изменения форму.  

     С помощью программы «Живая геометрия» очень удобно строить координатную прямую и координатную плоскость, Если есть  необходимость,  наношу на доску сетку. Изучая тему «Координатная плоскость» в 6 классе, обучающиеся с огромным удовольствием строят точки, выполняют практические работы, получая различные занимательные картинки. Например,  нарисуйте парусник по координатам.

Корпус

Флагшток

Парус

( -7; 4)

(-5; 2)

( 3; 2)

( 5; 4)

(-7; 4)

( -2; 4)

(-2;15)

( 2; 14)

(-2; 13)

(-2; 4)

( 0; 6)

( 0; 9)

(-1; 11)

(-2;13)

( 1; 12)

( 3; 9 )

( 3; 7 )

( 1; 5 )

( -2; 4)

Обучающиеся работают в парах. Одна из пар  на интерактивной доске.

Проверка:

                           

 Программу «Живая геометрия» я эффективно применяю и в 7 классе при изучении темы «Линейная функция», «Прямая  пропорциональность»

     Изучать свойства других функций школьного курса, например, таких как,  обратная пропорциональность, логарифмическая, показательная, степенная, тригонометрические функции, мне позволяет программа для построения графиков (version 2.4), которую я скачала через Интернет. Использование этой программы помогает также усвоить правила преобразования графиков функций, решать уравнения, неравенства и их системы  графически.

      В 11 классе при подготовке к ЕГЭ (задание В8) и при изучении темы  «Исследование функции с помощью производной»  использую  программу  MS  Excel в сочетании с интерактивной доской.  Программа  MS  Excel дает  возможность идеально красиво построить кривую по заданным точкам, а  на интерактивной доске  маркером выделяю разным цветом промежутки возрастания, убывания, область определения, область значения, точки максимума и минимума функции .

     Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам, делая необходимые пометки и записи на доске

    Программное обеспечение интерактивной доски дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы.  С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник,  или круг. Для изображения тел вращения необходимо строить эллипс. Однако, циркулем и линейкой можно построить лишь приближенное изображение эллипса, которое не всегда отличающегося хорошим качеством.  Доска позволяет быстро справиться с этой задачей и, выбрав фигуры (линия, круг) и функцию клонирования  легко получить изображение шара, конуса, цилиндра.

    Очень удобно использовать интерактивную доску при построении всевозможных сечений, так как она дает возможность рассмотреть чертеж со всех сторон, увидеть геометрическое тело «в разрезе». При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. С помощью интерактивной доски можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями.

  Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении задач существует возможность экспериментировать с условием.

 Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:

1. Экономия времени.

2. Наглядность и интерактивность..

3. Многократное использование, в результате чего накапливается электронный банк данных для каждого учителя.

4. Повышается уровень компьютерной компетенции обучающихся и учителя.

5. Школьникам просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Категория: Мои статьи | Добавил: Anden (23.01.2014)
Просмотров: 1914 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Праздники дня

Copyright MyCorp © 2024